20130325

Эльфы покидают Средиземье


Не совсем в тему блога, но решил сделать оффтопик, ибо уж очень статья понравилась.

Иногда финансовые решения, которые кажутся разумными на первый взгляд, могут повергнуть в массовое бегство ваших лучших инженеров.
Мы наняли финансового директора
В прошлом году, по просьбе приятеля, я сидел на совещании совета директоров довольно успешного стартапа, которому было 3,5 года. Учитывая то, что в экономике было всё наперекосяк, они преуспевали.
Их компания только пересекла порог безубыточности, перевалила за 50 сотрудников, только что привлекла основной раунд инвестиций и наняла финансового директора. Это впечатляющая работа.
Затем новый финансовый директор встала, чтобы представить свою презентацию, которая была весьма предсказуемой: соответствие закону Сарбейнса-Оксли, новая бухгалтерская система, повышение надёжности ИТ-системы и безопасности и так далее. Потом был вбит последний гвоздь: «Вы знаете, сколько наша компания тратит на содовую и крекеры?» И в качестве ответа на свой собственный вопрос она представила таблицу, суммирующую всё это.
В кабинете присутствовало несколько опытных венчурных инвесторов, и я ожидал, что они «ознакомят» финансистку с культурой стартапов. Но моя челюсть упала, когда правление согласилось, что «бесплатные штуки» должны исчезнуть.
«Мы слишком крупные для этого», — было общим мнением. Но мы будем продавать им «дешёвую» содовую.
Непредусмотренные последствия
Я четырежды пережил в своей карьере подобные беседы, и каждый раз они заканчивались непредусмотренными последствиями. Никто из правления или руководства не стремился быть глупым. Но, экономя $10 000 или около того, они непреднамеренно запускали массовое бегство своих лучших инженеров.
Эта компания выросла благодаря основателям, которые наняли в первый состав команды суперзвезд, многие из которых теперь руководили своими собственными командами. Все эти инженеры до сих пор были целиком погружены в своё дело, усердно работая, как они это делали с первых месяцев работы в компании. Поскольку они были слишком заняты, большинство не обращало внимания на изменения, которые принесли в компанию её успех и рост.
Эльфы покидают Средиземье
На следующий день команда инженеров столпилась в столовой, рассматривая автомат с содовой. Надпись гласила: «Содовая по 50 центов».
Начался шум. Инженеры начали жаловаться на цену. Кто-то заметил, что вместо неофициальной системы компенсации за обеды, когда они задерживались слишком поздно, была введена официальная система отчётов о расходах.
Некоторые были раздражены уже тогда, когда были наняты «профессиональные» менеджеры, чтобы надзирать за их командами, с большим числом акций, чем было у первых инженеров.
В массе электронных писем обсуждалось то, «как всё изменилось к худшему». Несколько инженеров пошли увидеть СЕО.
Но ущерб был нанесён. Самые талантливые и ведущие инженеры оторвали глаза от мониторов и заметили, что больше не было компании, которую они любили. Она изменилась. И не в ту сторону, которая бы им нравилась.
Лучшие инженеры спокойно разместили в своих профилях статус «Доступен», и менее чем через месяц самые лучшие и способные начали уходить.
Что случилось?
Со стартапами происходят метаморфозы, поскольку они становятся более крупными компаниями. Они превращаются из организаций, построенных для изучения, открытий и повторений к организациям, которые могут искусно реализовать имеющийся продукт на новых рынках сбыта.
Людям присуще поддерживать большое число социальных взаимосвязей. Те же самые числа определяют границы в росте организации — стоит разрастись за определённые размеры, и вам понадобится другая система управления. Военачальники осознают это тысячи лет, когда выстраивают командно-управленческие иерархии, соответствующие этим числам.
Тревожный звонок
Инженеры, которые были сосредоточены на построении продукта, никогда не замечали, что компания перерастает во что-то отличное от того, чем была, когда они пришли в неё. Содовая стала тревожным звонком.
Так как стартапы масштабируются в компании, основателям и правлению нужно осознавать, что самые важные переходные периоды связаны не с системами, разработками или аппаратными средствами. Они связаны с самым ценным активом компании — её сотрудниками.
  • будьте внимательны к непредвиденным последствиям, когда вы растёте;
  • осознавайте границы переходного периода в размере компании;
  • сохраните и управляйте культурой инноваций. 
Большие компании успешно справляются с этим.
Автор: Steve Blank
Источник: The Elves Leave Middle Earth

2 комментария:

  1. Большие-то, как правило, не справляются. Многие крупные конторы за свою историю умудряются прикончить свою культуру много раз и все еще остаться крупными.

    А вот клевые (великие?) вполне способны.

    ОтветитьУдалить
  2. Если развесить уши под всю лапшу, которую вешают "авторитеты" в своих книгах о построении бизнеса, то получается интересная рекомендованная картина.

    Шаг первый:
    Вы - начинаете, стеснены в ресурсах.
    Совет: Набирать нужно тех, кто будет гореть вместе с вами. Они будут работать за перспективу и за идею. За отсроченное вознаграждение.

    Шаг энный:
    Вы вышли на хороший для себя уровень и активно расширяетесь.
    Совет: избавьтесь от тех, кто начинал с вами. Они не успевают за вашими темпами и тормозят ваше развитие своим ожиданием признания (за то, что начинали вместе с вами в голодные годы).

    *проморгавшись*
    Мне одному здесь видится глобальная наёбка?

    *проморгавшись еще раз*
    У меня наблюдение, что есть бизнесмены, которые искренне переходят от шага 1 к энному шагу - не видя ни малейшего противоречия между ними.

    ОтветитьУдалить

Ваш комментарий очень важен для нас.